Перспективные технологии Jaguar Land Rover: для дорог и направлений

Экология и активная безопасность — тренд последних лет. Думаю, что и многих последующих. И вроде бы всё уже разложено по полочкам, но в стремлении удивить потребителей и обставить конкурентов производители придумывают различные «фишки». Например, бурной фантазией удивляют инженеры компании Jaguar Land Rover — вспомните их «прозрачные» технологии, обеспечивающие водителю отменную обзорность. Но во время моего очередного визита в Англию о них не было сказано ни слова — в меню были другие, не менее вкусные блюда.

В будущем машина не будет нуждаться в водителе не только на асфальте, но и вне дорог. Инженеры марки Land Rover доказали это на наглядном примере.

В будущем машина не будет нуждаться в водителе не только на асфальте, но и вне дорог. Инженеры марки Land Rover доказали это на наглядном примере.

Предупрежден — вооружен

Десяток лет назад на Discovery третьего поколения дебютировала система помощи на бездорожье Terrain Response, ставшая для многих откровением. Позднее она обзавелась режимом «авто», в котором электроника сама анализирует поведение машины и определяет, что под колесами — асфальт, грязь, камни, песок… Но распознать это она может лишь постфактум. А если машина успеет закопаться прежде, чем умный компьютер сменит настройки?

Land Rover предлагает решение под названием Surface ID. Ультразвуковые датчики прощупывают дорогу в пяти метрах от бампера. Компьютер распознаёт тип поверхности по характеристике отраженного сигнала, полученного сенсорами, и управляющая электроника загодя меняет настройки силовой установки и трансмиссии. Инженеры уверяют, что Surface ID реагирует на различия не только между принципиально разными по виду поверхностями вроде песка и камней, но даже между снегом в разных странах! База образов для электронного разума пока в зачаточном состоянии; в перспективе накопленные знания лягут в основу множества рабочих режимов системы Terrain Response. И жонглировать ими будет не водитель, а электронный ассистент.

Система контроля за высотой машины показалась мне полезной идеей. Она вычисляет, насколько близко к земле расположен опасный объект, и, ориентируясь на габариты автомобиля, предупреждает водителя, если проехать под ним не получится. Владельцы Ленд-Роверов смогут увереннее чувствовать себя на бездорожье, не опасаясь поцарапать крышу низко висящими ветками. А обладатели Ягуаров, собирающиеся заехать на подземную парковку с велосипедами на крыше, вовремя остановятся. Правда, если стандартные габариты система знает по умолчанию, то высоту машины с грузом на крыше надо ввести перед поездкой вручную.

Система контроля за высотой машины показалась мне полезной идеей. Она вычисляет, насколько близко к земле расположен опасный объект, и, ориентируясь на габариты автомобиля, предупреждает водителя, если проехать под ним не получится. Владельцы Ленд-Роверов смогут увереннее чувствовать себя на бездорожье, не опасаясь поцарапать крышу низко висящими ветками. А обладатели Ягуаров, собирающиеся заехать на подземную парковку с велосипедами на крыше, вовремя остановятся. Правда, если стандартные габариты система знает по умолчанию, то высоту машины с грузом на крыше надо ввести перед поездкой вручную.

А как вам идея автопилота для бездорожья? На пересеченной местности нет непредсказуемых пешеходов и агрессивных водителей, но есть другие опасности — и от них убережет система Terrain-Based Speed Adaption (TBSA). Я протестировал ее одним из первых в мире. По сути это адаптивный круиз-контроль: водитель задает максимальную скорость, а автомобиль сам решает, есть ли в данный момент возможность ее набрать или же надо двигаться медленнее.

Представляете, сколько бамперов сохранит система безопасного троганья на перекрестках?

Представляете, сколько бамперов сохранит система безопасного троганья на перекрестках?

Глазами комплекса служат ультразвуковые датчики (пока отдельные, но в серийном варианте эти обязанности, вероятно, повесят на парктроник) и стереокамера на лобовом стекле. Дополнительную информацию электроника получает от множества других датчиков, которые анализируют тип поверхности прямо по курсу и рельеф местности, заглядывая на 30 метров вперед. Range Rover, оснащенный системой TBSA, сам притормаживает в поворотах и на подъемах, снижает скорость до минимума, завидев брод или глубокую яму. Водителю нужно лишь установить максимальную скорость, которую машина разовьет в идеальных условиях, и выставить желаемую плавность хода — иными словами, задать, насколько нежно вседорожник должен будет преодолевать неровности.

Так видит мир система поддержания скорости с учетом рельефа. Перышки в правом нижнем углу экрана отражают степень деликатности при проезде неровностей.

Так видит мир система поддержания скорости с учетом рельефа. Перышки в правом нижнем углу экрана отражают степень деликатности при проезде неровностей.

А еще удивила поездка в «общающейся» колонне. Благодаря технологии беспроводной связи головная машина может предупреждать идущих следом о колеях, промоинах, бродах и т. п. Причем информирует она не водителей, а автомобили! На трассах я не раз тестировал такие системы предупреждения, а вот с версией для пересеченной местности сталкиваюсь впервые.

Наиболее простой способ сообщить об опасности — поставить метки на карте, которые увидят остальные участники колонны. А можно наладить более продвинутое взаимодействие, когда по информации ведущей машины остальные вседорожники автоматически сменят настройки трансмиссии и подвески. Система способна работать на расстоянии до километра — в зависимости от рельефа. Комплекс особенно эффективен, если лидер застрял вне поля зрения ведомого — на слепом склоне или за поворотом.

На мой взгляд, автономный караван — это издевательство над идеей внедорожных приключений. Чтобы взбудоражить кровь, нужен не городской неженка Range Rover Sport, а суровый Defender. На таком, 35 лет от роду, мне тоже довелось проехаться, и он понравился больше.

На мой взгляд, автономный караван — это издевательство над идеей внедорожных приключений. Чтобы взбудоражить кровь, нужен не городской неженка Range Rover Sport, а суровый Defender. На таком, 35 лет от роду, мне тоже довелось проехаться, и он понравился больше.

Искателям приключений такие системы едва ли нужны, а вот для обычных водителей это хорошее подспорье в тяжелых условиях — в грязи, на песке, в глубоком снегу. Осталось дождаться, когда подобные системы проделают путь от элитных британских вседорожников до работающих на зимниках КАМАЗов и Уралов.

Дорожные дисциплины

Ягуары тоже не остались в стороне. Мне, например, продемонстрировали «кооперативный» круиз-контроль. Как известно, обычный адаптивный круиз-контроль замедляет и разгоняет машину с задержкой, поскольку радарным системам требуется время, чтобы проанализировать ситуацию впереди. А при налаженной коммуникации между машинами это происходит синхронно, ведь электроника идущих сзади автомобилей мгновенно получает сигнал об изменении скорости от лидера колонны. В этом и состоит задача системы Co-Operative Adaptive Cruise Control. Дистанция между машинами в нашей колонне минимальная, и она не изменяется ни при торможении, ни при разгоне. Машина с простым адаптивным круиз-контролем едет на заметно большей дистанции, а при резком торможении впереди заставляет нервничать, опасно сближаясь с кормой впереди идущего автомобиля. Кроме того, электроника теряет ведущего в крутых поворотах: не видя помех, автомобиль разгоняется, а выйдя на прямую и вновь заметив ориентир, судорожно тормозит. С «кооперативным» круиз-контролем подобных накладок не возникнет.

Система проезда участков с дорожными работами помогает водителю уверенно преодолевать отрезки с узкими полосами, - через несколько лет она станет неотъемлемой частью полноценного автопилота.

Система проезда участков с дорожными работами помогает водителю уверенно преодолевать отрезки с узкими полосами, - через несколько лет она станет неотъемлемой частью полноценного автопилота.

Систему безопасного троганья с места можно запускать в серию хоть завтра, ведь никакой инфраструктуры она не требует. Оригинальная идея призвана свести к нулю обидные аварии на перекрестках. Кто из нас не трогался с места, смотря в сторону и думая, что машина впереди уже выехала на главную дорогу? Умный Jaguar XE в этой ситуации остается недвижим. Электронный разум отпустит тормоза, лишь когда убедится, что путь свободен и нет риска въехать в задний бампер стоящему впереди. Дабы не попасть в нелепую ситуацию при тесной параллельной парковке, система отключается — сигналом служит поворот колес на значительный угол.

Круиз-контроль на основе общения автомобилей увеличит пропускную способность дорог, так как машины будут держаться плотнее друг к другу. Дополнительный плюс — экономия топлива благодаря равномерному движению в аэродинамической тени.

Круиз-контроль на основе общения автомобилей увеличит пропускную способность дорог, так как машины будут держаться плотнее друг к другу. Дополнительный плюс — экономия топлива благодаря равномерному движению в аэродинамической тени.

Полноценный автопилот должен работать в любых ситуациях и не терять контроля над дорогой, если на асфальте не окажется идеальной разметки. Такое возможно, например, при дорожных работах, ведь временные изменения движения в штатные навигационные карты не попадают. Британцы научили автомобиль ориентироваться по конусам. Jaguar автоматически распознаёт зону ремонта с помощью стереокамеры и, подруливая, держится точно по центру обозначенного коридора. В перспективе машина сможет даже различать разметку по цвету и сама расставит приоритеты: пока не закончатся временные желтые полосы, она не будет обращать внимания на основные белые.

Вернувшись в Москву, по дороге из аэропорта Шереметьево я проезжал мимо участка, где работали ремонтники: установлен жесткий бетонный блок, желтая разметка полустерта, конусов нет и в помине. Типичный российский дорожный ремонт. Видимо, не зря наши инженеры начали разрабатывать беспилотники на КАМАЗах.

.