Экология и активная безопасность — тренд последних лет. Думаю, что и многих последующих. И вроде бы всё уже разложено по полочкам, но в стремлении удивить потребителей и обставить конкурентов производители придумывают различные «фишки». Например, бурной фантазией удивляют инженеры компании Jaguar Land Rover — вспомните их «прозрачные» технологии, обеспечивающие водителю отменную обзорность. Но во время моего очередного визита в Англию о них не было сказано ни слова — в меню были другие, не менее вкусные блюда.
В будущем машина не будет нуждаться в водителе не только на асфальте, но и вне дорог. Инженеры марки Land Rover доказали это на наглядном примере.
Предупрежден — вооружен
Десяток лет назад на Discovery третьего поколения дебютировала система помощи на бездорожье Terrain Response, ставшая для многих откровением. Позднее она обзавелась режимом «авто», в котором электроника сама анализирует поведение машины и определяет, что под колесами — асфальт, грязь, камни, песок… Но распознать это она может лишь постфактум. А если машина успеет закопаться прежде, чем умный компьютер сменит настройки?
Land Rover предлагает решение под названием Surface ID. Ультразвуковые датчики прощупывают дорогу в пяти метрах от бампера. Компьютер распознаёт тип поверхности по характеристике отраженного сигнала, полученного сенсорами, и управляющая электроника загодя меняет настройки силовой установки и трансмиссии. Инженеры уверяют, что Surface ID реагирует на различия не только между принципиально разными по виду поверхностями вроде песка и камней, но даже между снегом в разных странах! База образов для электронного разума пока в зачаточном состоянии; в перспективе накопленные знания лягут в основу множества рабочих режимов системы Terrain Response. И жонглировать ими будет не водитель, а электронный ассистент.
Система контроля за высотой машины показалась мне полезной идеей. Она вычисляет, насколько близко к земле расположен опасный объект, и, ориентируясь на габариты автомобиля, предупреждает водителя, если проехать под ним не получится. Владельцы Ленд-Роверов смогут увереннее чувствовать себя на бездорожье, не опасаясь поцарапать крышу низко висящими ветками. А обладатели Ягуаров, собирающиеся заехать на подземную парковку с велосипедами на крыше, вовремя остановятся. Правда, если стандартные габариты система знает по умолчанию, то высоту машины с грузом на крыше надо ввести перед поездкой вручную.
А как вам идея автопилота для бездорожья? На пересеченной местности нет непредсказуемых пешеходов и агрессивных водителей, но есть другие опасности — и от них убережет система Terrain-Based Speed Adaption (TBSA). Я протестировал ее одним из первых в мире. По сути это адаптивный круиз-контроль: водитель задает максимальную скорость, а автомобиль сам решает, есть ли в данный момент возможность ее набрать или же надо двигаться медленнее.
Представляете, сколько бамперов сохранит система безопасного троганья на перекрестках?
Глазами комплекса служат ультразвуковые датчики (пока отдельные, но в серийном варианте эти обязанности, вероятно, повесят на парктроник) и стереокамера на лобовом стекле. Дополнительную информацию электроника получает от множества других датчиков, которые анализируют тип поверхности прямо по курсу и рельеф местности, заглядывая на 30 метров вперед. Range Rover, оснащенный системой TBSA, сам притормаживает в поворотах и на подъемах, снижает скорость до минимума, завидев брод или глубокую яму. Водителю нужно лишь установить максимальную скорость, которую машина разовьет в идеальных условиях, и выставить желаемую плавность хода — иными словами, задать, насколько нежно вседорожник должен будет преодолевать неровности.
Так видит мир система поддержания скорости с учетом рельефа. Перышки в правом нижнем углу экрана отражают степень деликатности при проезде неровностей.
А еще удивила поездка в «общающейся» колонне. Благодаря технологии беспроводной связи головная машина может предупреждать идущих следом о колеях, промоинах, бродах и т. п. Причем информирует она не водителей, а автомобили! На трассах я не раз тестировал такие системы предупреждения, а вот с версией для пересеченной местности сталкиваюсь впервые.
Наиболее простой способ сообщить об опасности — поставить метки на карте, которые увидят остальные участники колонны. А можно наладить более продвинутое взаимодействие, когда по информации ведущей машины остальные вседорожники автоматически сменят настройки трансмиссии и подвески. Система способна работать на расстоянии до километра — в зависимости от рельефа. Комплекс особенно эффективен, если лидер застрял вне поля зрения ведомого — на слепом склоне или за поворотом.
На мой взгляд, автономный караван — это издевательство над идеей внедорожных приключений. Чтобы взбудоражить кровь, нужен не городской неженка Range Rover Sport, а суровый Defender. На таком, 35 лет от роду, мне тоже довелось проехаться, и он понравился больше.
Искателям приключений такие системы едва ли нужны, а вот для обычных водителей это хорошее подспорье в тяжелых условиях — в грязи, на песке, в глубоком снегу. Осталось дождаться, когда подобные системы проделают путь от элитных британских вседорожников до работающих на зимниках КАМАЗов и Уралов.
Дорожные дисциплины
Ягуары тоже не остались в стороне. Мне, например, продемонстрировали «кооперативный» круиз-контроль. Как известно, обычный адаптивный круиз-контроль замедляет и разгоняет машину с задержкой, поскольку радарным системам требуется время, чтобы проанализировать ситуацию впереди. А при налаженной коммуникации между машинами это происходит синхронно, ведь электроника идущих сзади автомобилей мгновенно получает сигнал об изменении скорости от лидера колонны. В этом и состоит задача системы Co-Operative Adaptive Cruise Control. Дистанция между машинами в нашей колонне минимальная, и она не изменяется ни при торможении, ни при разгоне. Машина с простым адаптивным круиз-контролем едет на заметно большей дистанции, а при резком торможении впереди заставляет нервничать, опасно сближаясь с кормой впереди идущего автомобиля. Кроме того, электроника теряет ведущего в крутых поворотах: не видя помех, автомобиль разгоняется, а выйдя на прямую и вновь заметив ориентир, судорожно тормозит. С «кооперативным» круиз-контролем подобных накладок не возникнет.
Система проезда участков с дорожными работами помогает водителю уверенно преодолевать отрезки с узкими полосами, - через несколько лет она станет неотъемлемой частью полноценного автопилота.
Систему безопасного троганья с места можно запускать в серию хоть завтра, ведь никакой инфраструктуры она не требует. Оригинальная идея призвана свести к нулю обидные аварии на перекрестках. Кто из нас не трогался с места, смотря в сторону и думая, что машина впереди уже выехала на главную дорогу? Умный Jaguar XE в этой ситуации остается недвижим. Электронный разум отпустит тормоза, лишь когда убедится, что путь свободен и нет риска въехать в задний бампер стоящему впереди. Дабы не попасть в нелепую ситуацию при тесной параллельной парковке, система отключается — сигналом служит поворот колес на значительный угол.
Круиз-контроль на основе общения автомобилей увеличит пропускную способность дорог, так как машины будут держаться плотнее друг к другу. Дополнительный плюс — экономия топлива благодаря равномерному движению в аэродинамической тени.
Полноценный автопилот должен работать в любых ситуациях и не терять контроля над дорогой, если на асфальте не окажется идеальной разметки. Такое возможно, например, при дорожных работах, ведь временные изменения движения в штатные навигационные карты не попадают. Британцы научили автомобиль ориентироваться по конусам. Jaguar автоматически распознаёт зону ремонта с помощью стереокамеры и, подруливая, держится точно по центру обозначенного коридора. В перспективе машина сможет даже различать разметку по цвету и сама расставит приоритеты: пока не закончатся временные желтые полосы, она не будет обращать внимания на основные белые.
Вернувшись в Москву, по дороге из аэропорта Шереметьево я проезжал мимо участка, где работали ремонтники: установлен жесткий бетонный блок, желтая разметка полустерта, конусов нет и в помине. Типичный российский дорожный ремонт. Видимо, не зря наши инженеры начали разрабатывать беспилотники на КАМАЗах.